01. Хорошая композиция
02. Знание теории цвета
03. Правильное освещение
04. Использование невидимых линий
01. ХОРОШАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Композиция — организация видимых элементов внутри кадра.
Её главная задача: обеспечение наилучшего зрительного восприятия
Основные элементы, которые влияют на композицию:
— Баланс
— Соотношение фигуры и фона
— Цветовой контраст
— Форма
— Перспектива
— Направление линий
— Заполнение пространства и т. д.
Подробнее об этих характеристиках я расскажу далее.
Правильно выстроенный кадр имеет композицию, в которой нет случайных визуальных элементов, отвлекающих внимание зрителя.
Хорошая композиция — это лучший ракурс объекта в сочетании с передачей сути изображения.
Примеры хорошей композиции:
Серия «Soul Wings» на фото Omar Eltahan, Июнь, 2024 (Источник: Behance)
Комплементарность основных цветов и минимализм
Темно-зеленый фон резко контрастирует с ярко-морковным кругом солнца (отличный пример Teal and Orange), что сразу привлекает внимание зрителя к центру кадра, Солнцу, то есть самому теплому пятну.
Композиция проста, без лишних деталей, что помогает зрителю сфокусироваться на ключевых элементах — солнце, птицы, фигуры людей и общая атмосфера. Такой минимализм делает композицию более сильной и выразительной.
Баланс элементов
Фигура людей расположена вдоль нижней части кадра и создает ощущение устойчивости. Линия горизонта чуть ниже центра помогает соблюсти баланс между верхней и нижней частью изображения, делая его визуально уравновешенным. Размещение людей на переднем плане добавляет глубину и масштаб, позволяя зрителю ощущать пространство кадра. Птицы же наоборот — придают сцене ощущение жизни и движения.
Этот контраст между движущимися и неподвижными элементами делает изображение интересным и многослойным.
Диагональное движение
Восходящая диагональ, её также называют статической диагональю, из силуэтов людей грамотно устремляет взгляд зрителя и создает ощущение спокойствия и стойкости.
Птицы, летящие по диагонали в левую верхнюю часть кадра, добавляют динамику и движение, что делает изображение живым и «развивающимся». Птицы как бы направляют взгляд зрителя от центра к краям кадра, помогая исследовать всю сцену.
Серия «Russian Years» на фото Deborah Turbeville, 1995–2005 годы
Контраст и баланс светлого и тёмного
Тёмное платье и шуба девушки контрастирует со светлыми стенами и полом, а светлая часть ворота на плечах добавляет визуального интереса, обрамляя фигуру и делая её центральным объектом композиции.
И даже несмотря на то, что темные цвета имеют больший визуальный вес, чем светлые, благодаря грамотному балансу фигура девушки не кажется тяжелой — она изящна, плавна и величественна.
Использование пространства и перспективы
Модель расположена почти в центре кадра, с небольшим сдвигом в правую сторону, что подчёркивает её визуальную и идейную значимость.
Окружающее пространство пустое и простое, с минимальными деталями, что помогает сосредоточить всё внимание именно на девушке. Двери и стены на заднем плане выстраивают перспективу, которая добавляет глубины сцене и больше выделяют главный объект снимка.
Мягкий фокус и текстура
Эффект мягкого фокуса делает изображение чуть размытым и придаёт ему атмосферу ретро, что добавляет кадру ностальгичности и художественности. Вдобавок к этому, именно благодаря слегка смазанному фокусу, создается ощущение движения.
Пол с текстурой ёлочки добавляет фактурный элемент, который контрастирует с мягкостью фигуры и дополнительно подчёркивает её плавные линии.
«Земной шар» на фото Александра Лапина, 1986 год
Ритмичность фона и симметрия
Повторяющиеся ступени создают визуальный ритм, из которых вырисовывается фон. Он усиливает чувство симметрии и упорядоченности, что придаёт кадру структурированность.
Относительная симметрия в расположении фигур по отношению к центральному объекту также добавляет гармонию.
Минимализм и чистота
Кадр выполнен в минималистичном стиле: кроме людей и карты мира, на нём почти нет лишних элементов. Это позволяет зрителю сосредоточиться на основной идее и деталях, создавая впечатление лаконичности и чистоты.
Минимализм также усиливает символичность и драматичность изображения.
Символизм и концептуальность
Полуголые мужчины, в прямом смысле слова несущие в руках мир (отсылка к мифу об Атланте, несущем небосвод на своих плечах) на пустых трибунах, могут быть прочитаны как символическое изображение ответственности или тяжести, которую несёт человечество за свои поступки.
Такая композиция вызывает ассоциации с глобальными темами, такими как единство, ответственность за планету или роль отдельных людей в судьбе мира. Этот смысловой контекст делает композицию глубокой и содержательной, позволяя зрителям искать разные способы её трактования.
02. ЗНАНИЕ ТЕОРИИ ЦВЕТА
Как писал И.Иттен:
«Цвет — это дитя света […]
Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу».
Его эстетические аспекты могут быть изучены по трём направлениям:
— Чувственно-оптическому (импрессивному)
— Психическому (экспрессивному)
— Интеллектуально-символическому (конструктивному)
Из этого следует, что каждый человек воспринимает цвет по-разному в связи с физическими, психологическими и даже культурными особенностями.
Самое главное: цвет является компонентом нашего невербального общения и с его помощью можно научиться правильно доносить свои идеи до окружающих.
Ева Герцигова на фото Paolo Roversi для Glamour France, 1992 год
Кристи Тарлингтон на фото Patrick Demarchelier, 1992 год
Николай Дроздов на фото Булата Арсланова для GQ Russia, 2020 год
03. ПРАВИЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Освещение можно назвать самым важным элементом при любых фото-, кино- и видеосъемках.
Помимо принципиального постулата о том, что без света ничего не видно, освещение позволяет работать с тоном, контурами, формой, цветом и текстурой объектов и изменять глубину пространства. С его помощью можно создать композиционные связи, сбалансировать, гармонизировать изображение и подчеркнуть контрасты. Оно создает настроение, атмосферу и обеспечивает визуальную непрерывность действия.
Освещение — это центральное понятие, без которого не обходится никакое обсуждение композиции изображения.
Реклама парфюма «Ангел» с участием Джерри Холл на фото Thierry Mugler, 1998 год
Эксперименты Пабло Пикассо с рисованием светом на фото Gjon Mili, 1949 год
Don‘t bite the apple eve 🍎🐍 на фото Oswaldo Cepeda, 19 августа, 2024 год (Источник: @moodydarkroom)
04. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВИДИМЫХ ЛИНИЙ
Помимо всем известных правил третей и золотого сечения, существует еще несколько.
Одно из них звучит следующим образом:
При восприятии кадра мы в один и тот же момент распознаем объект и выделяем специфическое соотношение между объектом и границами кадра
Психологи, исследующие восприятие, установили, что зритель подсознательно наделяет статичный объект тем или иным потенциалом движения, в зависимости от позиции, занимаемой объектом в изображении. Одиночный объект «притягивается» либо к центру, либо к углам и/или границам изображения.
Это означает, что помимо «дорисовывания» кадра, человек может оживить его.
А движение, соответственно, создает сам фотограф с помощью кривых.
OLYA🧡 на фото Юлии Палачевой, 27 ноября, 2020 год (Источник: @palacheva_photo)
Пример использования золотого сечения
Работа Yamamoto Masao #6011, Tomosu, n.d., Gelatin silver print, printed 2023 (Источник: Fifty One)
Пример использования вертикальной прямой линии
«Saint Moritz» на фото Tony Kelly, 8 февраля, 2024 год (Источник: @tonykellyworld)
Пример использования статической диагонали